Мифы о «трудных клиентах». Коучи и консультанты.

  Автор:

Приветствую, мой друг! Если Вы коуч, консультант, психолог - прочтите внимательно эту статью и поделитесь информацией со своими друзьями. О карьере коуча узнала 3 года назад, а первые мои клиенты были именно в Программе Platinum4, полугодовой программе по подготовке Бизнес - тренеров Всеволода Татаринова.   Мои партнеры - коллеги часто задают вопрос о "трудных клиентах". В сегодняшней статье развеется один из "нехороших" мифов о трудных клиентах.
Ну что ж, пожалуй, больше всего на свете коучи боятся столкнуться с «трудным клиентом» - с таким, который будет сопротивляться изменениям, избегать ответственности и жаловаться на свою беспомощность. И результат Вашей коучинговой работы будет стремиться к "0". Один, второй, третий..."трудный" клиент ... и вот уже Ваша вера в себя и в коучинг стоит на тонких шатающихся ножках. Стоп!

Откуда возникла эта идея о «трудных клиентах» в коучинге?
По моему мнению - от того, что иногда коучи сами ведут себя как консультанты, а ожидают от клиента результатов как в коучинге. В чём разница стратегии коуча и консультанта? Как разделить эти стратегии и зачем?

Сравните две разные позиции в работе с клиентами:
Консультант имеет в голове некую модель «правильного клиента» или «правильного бизнеса», или «правильных отношений».
То есть, консультант «знает», что клиент должен думать, чувствовать и как себя вести, чтобы быть счастливым и успешным.
Поэтому консультант собирает информацию о ситуации клиента, старается понять суть проблемы, придумывает возможное решение, чтобы лучше ему помочь. На основе своего опыта, он выбирает решение и постепенно ведет клиента к своему решению.

Это как будто взять костюм, который нравится лично Вам, и пытаться надеть его на того, кто обратился за помощью. А если клиент отказывается надеть «костюм» — то есть решение, которое предлагает консультант, то значит, это сопротивляющийся клиент. Или – «клиент не берет на себя ответственность», или «не готов к изменениям».

Из-за такого подхода и возникают мифы о «трудных клиентах».
В стратегическом коучинге, напротив, нет универсальной «модели счастья и успеха», под которую нужно подстроить клиента. Вместо этого коуч работает с процессами мышления. Он не пытается «понять проблему», а помогает клиенту заметить собственные неэффективные стратегии мышления и создать новые, более успешные. Коуч не пытается «найти решение». Он помогает клиенту — сначала сформулировать СВОЮ задачу, а потом создать СВОЕ собственное решение.

Пример:
Клиент обращается с проблемой в личных отношениях и просит совета – как быть?
Консультант по отношениям:
— соберёт как можно больше информации «о проблеме»
— постарается «понять проблему» с точки зрения своего метода работы
— затем объяснит клиенту, в чём суть этой проблемы (с точки зрения консультанта),
— потом даст рекомендации, как решить проблему (из своего профессионального опыта)
— потом отправит клиента с каким-нибудь «домашним заданием», которое тоже придумает сам

Коуч по отношениям:
— спросит: «Что Вы хотите вместо того, что считаете для себя проблемой?» и поможет сформулировать ответ в форме задачи (позитивно, измеримо, конкретно и в зоне контроля)
— затем спросит: «С чего Вы могли бы начать решение этой задачи?» — и будет вопросами помогать клиенту найти собственное решение
— затем спросит: «Какими будут Ваши первые действия?» и поможет клиенту сформулировать свой конкретный и исполнимый план действий

А что делать, если клиент на все вопросы коуча отвечает: «Не знаю… А Вы как думаете? Ну, Вы же профессионал, подскажите мне как быть?». В этом случае коуч вполне может дать рекомендацию или свое объяснение, но только при условии, что сначала открытым текстом объяснит, что это НЕ коучинг, и что он теперь выступает в роли консультанта. А еще лучше сказать примерно так: «Я, конечно, могу дать вам мои рекомендации, но давайте сначала исследуем все варианты, которые есть у Вас. А потом, если Вы все еще захотите услышать мое мнение на этот счет, то я добавлю мои идеи».

А как Вы предпочитаете общаться и работать со своими клиентами?
Как бы Вы хотели, чтобы работали с Вами?

Международный Университет Стратегического Коучинга

Благодарю Ирину Михалицину

Ваша Надежда Деревянко

Skype naderevy
e-mail naderevy@gmail.com
Международный Университет Стратегического Коучинга - University of Success Strategies International - Monreal, QC, Canada

Интересная статья? Поделитесь ею пожалуйста с другими:
Оставьте свой комментарий:

на Блоге
в Вконтакте
в Фейсбук