Почему Тобой Манипулируют все, кому не лень

  Автор:

1 сентября! День Знаний и я хочу подарить Вам одну историю. Устраивайтесь поудобнее, дорогой друг! Сейчас Вы узнаете, почему Вы порой так легко подчиняетесь чужой воле.

…Жил да был один учитель истории. Однажды на уроке – он был посвящен 2ой мировой войне – учителю задали очень резонный вопрос: "КАК немецкий народ мог допустить, что в Германии установилась власть фашистов? "КАК вообще такое могло случиться – спрашивали возмущенные ученики, - что доктрина, нацеленная на истребление человечества, нашла понимание и поставила под свои знамена целую нацию?"

…Учитель не стал отбояриваться шаблонными фразами – он вообще это возмущение не поддержал, - а просто решил всё продемонстрировать. О своем решении он не стал объявлять, а подождал окончания учебной недели, а с новой недели приступил к делу.

В понедельник учитель рассказал ребятам о силе дисциплины. После теории была практика: ученики привыкали сидеть в позе смирно, организованно выходить из класса, так же строем возвращаться в класс и бесшумно занимать свои места. Школьники охотно выполняли «практические упражнения»: вовлекались в игру и под руководством учителя наблюдали, как проявляется сила дисциплины.

Во вторник ученики (они уже без всякого напоминания и без какого-либо нажима сидели в позе смирно) узнали о силе общности. Практическое задание по уроку было такое: скандировать фразу «сила в дисциплине, сила в общности». Ученики действовали с явным воодушевлением – ведь они, слаженно и четко скандируя, в буквальном смысле переполнялись силой своей группы. В конце урока учитель показал учащимся приветствие: ладонь правой руки лежит на правом плече — и назвал этот жест салютом Третьей волны. В последующие дни ученики приветствовали друг друга исключительно этим жестом.

В среду учитель выдал ученикам членские билеты. (К слову сказать, к этому дню число участников эксперимента спонтанно приросло: группа из 30 учеников, начинающих эксперимент, заметно увеличилась – насчитывала уже 43 человека). После вручения членских билетов учитель рассказал своим подопечным о силе коллективного действия. Основной мыслью рассказа было то, что индивидуальная деятельность гораздо более уязвима и менее продуктивна, нежели групповая. В конце урока школьники получили 2 задания:

  • совместно разработать проект знамени Третьей волны и
  • убедить 20 учеников параллельных классов в необходимости
    посадки «смирно»

В конце урока была определена первая «верховная» должность: наблюдатель за порядком, обязанный докладывать о нарушениях установленного режима, а также о случаях критики Третьей волны. Учитель назначил на эту должность 3-х человек, однако уже в конце среды добровольным доносительством занялись еще 19 человек.
В тот же день – в середине третьего дня эксперимента – учителю позвонил местный раввин и сказал, что к нему обратились родители трех учеников, и они очень встревожены происходящим в классе. Учитель сообщил раввину, что это эксперимент – и приготовился к вопросам и возражениям. Но ни того, ни другого не последовало – совсем наоборот: раввин пожелал успеха и обещал всё объяснить встревоженным родителям. У экспериментатора от такого «понимания» тоскливо засосало под ложечкой. Вечером того же дня учитель получил еще один удар: директор школы, уходя домой, отсалютовал жестом Третьей волны! И хотя учителю стало от этого откровенно страшно, эксперимент следовало продолжать…

В четверг учитель объяснил - теперь уже 80-ти школьникам - силу гордости. Ученикам было объявлено, что они — часть общенациональной молодёжной программы, чьей задачей являются политические преобразования на благо народа. В середине урока учитель продемонстрировал еще один прием, демонстрирующий силу порядка: он назначил четырех конвоиров и велел им вывести из класса и запереть в библиотеке трех девушек, которые в предыдущие дни ни разу не применили установленный жест приветствия. Приказ был охотно выполнен, а «арестованные» - вообще не сопротивлялись: приняли это за обоснованное (а значит, заслуженное) наказание.

В полдень пятницы в аудиторию набились 200 учеников. Накануне было объявлено, что по всей стране созданы уже сотни отделений Третьей волны, и об этом факте будет телевизионная передача: интервью с лидером движения и репортаж с торжественного парада активистов движения. Когда телевизор был включён, то на экране, конечно, ничего из обещанного не появилось. Видя недоумение школьников, учитель признался, что движения не существует, и констатировал: ученики, еще неделю назад возмущавшиеся поведением немецкого народа в отношении фашизма, продемонстрировали точно такое же поведение.

… Школьники расходились в подавленном состоянии, многие не могли сдержать слёз.

Вот так-то…

Дело было в 1967 году, учителя звали Рон Джонс, он преподавал историю в школе старших классов Эллвуда Кабберле в Калифорнии. В конце 1970-х Джонс опубликовал историю эксперимента в своей педагогической книге, где откровенно признался, что он заранее спрогнозировал результат своего эксперимента – и ни одной минуты в этом результате не сомневался. …Он, правда, очень надеялся, что все же будет хоть какое-то сопротивление, однако в конечном результате эксперимента – что по четкой модели построит внутри взятого коллектива общественный строй – нет, ни капли в этом Джонс не сомневался.

И причину этой своей уверенности Джонс не утаил: все дело… Нет, сначала ответьте: так почему Вы так легко подчиняетесь чужой воле?

До встречи, подписывайтесь на обновления блога, чтобы не пропустить продолжение истории, которую мне рассказала Марта Николаева-Гарина.

Ваша Надежда Деревянко

Skype naderevy
e-mail naderevy@gmail.com

рекомендую

Интересная статья? Поделитесь ею пожалуйста с другими:
Оставьте свой комментарий:

на Блоге
в Вконтакте
в Фейсбук